Все новости

Эстафета живописи длиной в 300 лет привела пермяков на родину Беринга


Байгушева, Халактырский песок

Обязательными участниками большинства экспедиций прошлого были художники. Ведь помимо того, чтобы сделать открытие, его надо запечатлеть. По крайней мере, для итогового отчета. Ну и, естественно, для истории.

Так, в архивах сохранилось, например, одно из «технических заданий» Академии наук Российской империи: «Все, что ему от обретающихся при сей экспедиции профессоров малевать или рисовать дано, будет должен он с великим тщанием и прилежностью наилучшим образом отправлять; о всем, что он делать будет, надлежащую книгу содержать, и все, что он малевать или рисовать станет, также что кому отдаст, в оную книгу записывать».

Далее предписывалось, как рисовать «четвероногих зверей», что фиксировать по части этнографии и быта аборигенов, даже лечения больных. «Или иное достопамятное, и в рисунках изображено быть может». Интересно, что инструкция эта дана была мастеру живописного дела Ивану Деккеру, в 1737 году отправленному через всю империю на подмену заболевшему художнику Второй Камчатской экспедиции Иогану Бергхану. Настолько важен оказался хороший рисовальщик для государева дела.

А в декабре 1747-го уже в Санкт-Петербурге большая часть работ художников той экспедиции, ставшей финальной и для самого командора Беринга, погибла в пожаре. Сгорела рисовальная палата, куда изображения были переданы для копирования. В итоге, уцелел лишь один ящик с 237 листами, который успели вынести.


Тиунова, Штиль

Спустя же 287 лет после начала Второй Камчатской экспедиции на тихоокеанском побережье страны высадились представители Прикамья – двенадцать преподавателей и лучших студентов кафедры живописи Пермского государственного института искусства и культуры. Там состоялся выездной пленэр в рамках проекта «Маршрутами Великой Северной экспедиции», получившего грант президента России.

Художники XXI века как бы символически подхватили эстафету протяженностью в три столетия. Но почему именно Пермский край отправил свой культурный десант на крайний Восток страны? Дело в том, что именно на берегу Камы в городке Оса ожидали окончания осенней распутицы капитан-командор Витус Беринг и его спутники перед тем, как двинуться к далекому океану. Здесь они получили и изготовленные местными мастерами грузовые сани – в количестве 200 штук.

«Прибыли в осени того 1733-го года в село Осы, обстоящее на той Каме-реке, и понеже в осеннее дождливое время за гряздями и за распутицею тех припасов, и материалов вести было невозможно, и для того дожидался в том селе зимняго пути и, дождався зимней дороги, со всем тем отправился в Тобольск…», - говорится в письме Беринга кабинет-министру Остерману.

Автор проекта «Маршрутами Великой Северной экспедиции», уроженец и почетный гражданин Осы, путешественник, писатель и издатель Ильдар Маматов рассказывает, что и на том пленэре условия были самые походные – суровые и экстремальные: «Художники поднимались на вулканы, работали на Халактырском пляже в сплошном тумане. Работа очень напряженная. Каждый участник экспедиции должен был написать две картины в день, а кто-то создавал и три».


Постнова, Вечер в Петропавловске

На этюдах – знаменитые камчатские сопки, дремлющие, но порой огнедышащие горы, скалы, морские пейзажи. Причем краска на них впитала не только дыхание океана, но и вполне материальные частицы. Так, на некоторых работах остался черный вулканический песок Халактырского пляжа, обладающий, как считают местные жители, целебными свойствами.

По словам Ильдара Маматова, в дальнейшем живописные наброски пермяков станут основой исторических полотен и дипломных работ студентов ПГИИК по мотивам Великого Северного похода Беринга, этого российского Колумба. А в 2022 году из Петербурга в Петропавловск-Камчатский через всю страну отправятся уже более 80 человек: художники, ученые и журналисты из нескольких государств.

Вообще, сегодня данный международный проект охватывает всю Евразию, объединяет 41 регион РФ и 14 стран: Великобританию, Германию, Бельгию, Данию, Казахстан, Нидерланды, Норвегию, Россию, Францию, Швецию, США, Японию, Китай, Монголию. Выставка же работ, созданных пермяками во время пленэра 2019-го, за последнее время успела побывать в ряде городов, связанных с экспедициями Беринга: в Новосибирске, Каменске-Уральском, Перми, Кунгуре, Осе.

Кстати, написанные маслом этюды имеют и виртуальное содержание в виде дополненной реальности: грохот волн и шум ветра, сопровождавшие процесс создания полотен и зафиксированные в эти часы, можно услышать с помощью мобильного приложения для платформ Android и iOS.


Соловьева, Штиль

В феврале работы Мухачевой Дарьи, Соколовой Насти, Попковой Анны, Байгушевой Нины, Дикушкиной Алены, Ощепковой Яны, Кетовой Виктории, Нуретдиновой Жанны, Ясницкой Регины, Малыгиной Анны, Шишигиной Екатерины и других экспонировались на Арт-форуме в Санкт-Петербурге. И вот, наконец, пересекли границу РФ.

10 марта презентация международного проекта «Маршрутами Великой Северной экспедиции» и открытие выставки пермских художников состоятся в Генеральном консульстве России в шведском Гетеборге, а 15-го числа – в Российском Центре науки и культуры, расположенном в Копенгагене. То есть жители Дании смогут увидеть этюды, созданные в память о великом уроженце своей страны – русском капитан-командоре Беринге.

Юрий Токранов
использованы фоторепродукции этюдов